Банки VS Заемщик — кто защитит права клиентов?

Дата: 24.04.2018

Еще несколько лет назад при получении кредита заемщики были вынуждены играть по правилам, устанавливаемым кредитной организацией.

Банк берет комиссию за выдачу кредита. «Что ж, таковы условия договора, это право банка, да и деньги мне нужны», — рассуждает заемщик и подписывает кредитный договор.

Банк запрещает погашать кредит досрочно в течение первого года с момента оформления. «Это может и не понадобиться, ведь если бы были деньги, и кредит бы брать не пришлось», — думает клиент и соглашается на оформление.

В 2014 году всё изменилось: вышел закон № 353-ФЗ. Во многих вопросах он защищает интересы и права владельцев кредитов, займов и кредитных карт. Так в кредитных договорах появилось уведомление о полной стоимости кредита, и банки стали открыто информировать заемщиков об условиях кредитования на своих официальных сайтах.

Банк VS КлиентСписок самых популярных нарушений

При этом, если в одних случаях финансовые организации придерживаются требований закона, в других — продолжают их нарушать. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), проанализировав условия кредитования ряда банков, составила список самых «популярных» нарушений:

  •  заемщикам не предоставляется возможность ознакомиться с условиями кредитного договора в течение пяти дней;
  • банки навязывают клиентам своих партнеров при оформлении полиса страхования;
  • в случае отказа от оформления полиса страхования клиенту предлагается повышенная ставка;
  • вводятся ограничения на осуществление досрочного погашения кредитов;
  • отсутствует возможность выбрать тип платежа (аннуитетный или дифференцированный);
  • отсутствует качественная проверка клиентов на предмет наличия имеющихся финансовых обязательств;
  • банки отказывают клиентам в возврате страховой премии при досрочном исполнении обязательств;
  • в общедоступных источниках информации указываются только минимальные размеры ставок;
  • отсутствует информация об условиях и способах закрытия кредита;
  • взимаются платежи за предоставление дополнительных услуг;
  • утаивается информация о причинах отказа в выдаче заемщику кредита при передаче данных в БКИ.

В заключении

По мнению экспертов, остаются зоны улучшений, проработка которых улучшит «здоровье» сферы потребительского кредитования. Так, предлагается разработать стандарты, которые обяжут банки проводить более тщательную проверку долговой нагрузки клиентов и обсуждать с ними возможные риски кредитования.