Что делать

Коллектор стоит на пороге — что делать

Если лицо имеет просроченный долг по кредиту, то в дело могут вступить коллекторские агентства. Все бы было не так плохо, но часто сотрудники коллекторских контор переступают границы: требуют вернуть весь долг, пугают судом, угрожают расправой и т. д. Однако этих ребят можно уложить на лопатки.

О чем речь?

Дело в том, что закон не запрещает коллекторам звонить и приходить домой к должникам. Однако они имеют полномочия только напоминать человеку о наличии у него долга и интересоваться, когда он сможет погасить задолженность. При этом заходить в дом должника без приглашения они не могут.

Есть разные методики работы коллекторов, и основная их них – психологическое давление. Это:

• Постоянные звонки с запугиванием. Причем беспокоят также и родственников, знакомых, начальство, соседей и т. д.
• Рассылка писем, где требуется немедленно погасить весь долг. В письмах заемщики часто обвиняются в нарушениях УК РФ.
• Расклеивание объявлений с клеветой, порочащей репутацию заемщика. Часто в таких листовках разглашается банковская тайна.
• Звонки и визиты в неположенное время. Порча имущества (нанесение повреждений авто, дверям квартир и т. д.)

Все это может вселить страх и панику в должника. Однако, как уже говорилось, у коллекторов по закону очень мало прав.

Если после возникновения долга банк не смог решить вопрос с заемщиком, то он продает долг коллекторам. Они начинают дело с телефонного прессинга. Коллекторы обзванивают должников, оказывая психологическое давление. Визиты домой происходят только тогда, когда звонки не дают никакого результат, так как это трата времени и средств.

При визите коллектор пытается узнать причину неуплаты долга и уточнить, когда должник собирается погасить кредит. Также коллектор должен документально подтвердить, что должник оповещен о наличии задолженности, чтобы не прошел срок исковой давности. Поэтому они и ходят по домам. Коллектор предоставляет документ о том, что заемщик уведомлен о наличии задолженности. Если человек подпишет документ, то срок исковой давности будет отсчитываться заново.

Важно: установлено законом время и частота звонов. Коллектор не может звонить чаще 1 раза в день (и 2 раз в неделю). Нельзя отправлять должнику больше двух SMS в день. Звонить и приходить сотрудники агентств могут только в период 8:00-22:00 в будние дни (и в период 9:00-20:00 в выходные).

Ваши действия при встрече  коллектором

Что делатьКонституция гарантирует право человека на неприкосновенность частной жизни. Поэтому должник может и не пускать сотрудника агентства в дом. В любом случае сначала следует узнать, что за человек стоит в дверях. Нужно попросить у него документы, где есть его фото, указаны ФИО, наименование организации, агентский договор, либо договор с банком о переуступки прав требований. Нужны оригиналы этих документов, либо заверенные копии.

Важно: коллектор обязан представиться, а заемщик имеет право проверить информацию, позвонив по телефону в офис указанной организации. Номер можно найти на сайте конторы (а сайт обязательно должен быть по закону). Не отходя от кассы, следует проверить на сайте ФССП РФ, зарегистрировано ли коллекторское агентство в реестре или нет. Если это не так, то и дальнейшее общение с коллектором можно не начинать.

Если коллектор заявил, что пришел домой из-за того, что должник не отвечает на звонки, хотя это не так, то следует спокойно объяснить ему обратное. Это доказывают распечатки от оператора сотовой связи. Розыск человека возможен при подозрении в совершении преступления. Другими словами, «розыскные мероприятия» со стороны сотрудника конторы тут неуместны. Тут даже общаться с визитером не стоит, если он пришел домой с целью розыска должника.

Важно: если должник начал «воевать» с коллекторами, то лучше обзавестись диктофоном. Все беседы как личные, так и по телефону следует записывать, чтобы потом были доказательства неправомерных действий.

Часто коллекторы пытаются обвинить должников во всех смертных грехах. К примеру, могут «приписать» мошенничество в сфере кредитования. Мол, дал человек ложные сведения банку, взял деньги и даже не планировал их отдавать. Однако данная статья уже не может применяться к человеку, если он хотя бы раз вносил платеж по кредиту. Также действия не могут классифицироваться как мошеннические, если клиент при оформлении кредита указал реальный номер телефона и размер дохода.

И не нужно угрожать сотрудникам коллекторских агентств и поддаваться на их провокации. Спокойствие и больше ничего. В противном случае они могут использовать это против заемщика.

Важные моменты:

• Коллектор обязан представиться, указав реальные ФИО и все необходимые документы. Также должник вправе узнать данные организации (к примеру, ИНН) и самостоятельно сделать проверки.
• Если должник не получил письмо, оповещающее о переуступке прав на взыскание долга, то можно даже не общаться с коллекторами.
• Коллекторы не могут звонить на работу и родственникам должника.
• Коллекторы не могут описывать имущество, так как этим могут заниматься только судебные приставы.
• Сотрудники агентств не могут приходить домой к должнику с сотрудниками МВД.

Вместо вывода

Краткое резюме: коллектор имеет право собирать информацию о должнике, звонить и встречаться лично в установленное время для напоминания о наличии долга. Коллектор не может требовать срочного погашения долга, угрожать, описывать имущество, беспокоить третьих лиц, портить имущество, распространять клевету, разглашать банковскую тайну и причинять физически и моральный вред должнику.

По факту неправомерных действий следует обращаться в полицию, прокуратору, Роспотребнадзор, в АИЖК или антиколлекторское агентство. Именно поэтому важно фиксировать все контакты с коллекторами, чтобы иметь хоть какие-либо доказательства.