Отношения россиян к МФО

Дата: 23.09.2019

Если провести анализ статистики ЦБ, по общему количеству жалоб на всевозможные организации, то сразу бросится в глаза невысокий уровень недовольства населения в отношении МФО. Как так могло произойти?

На сайте ЦБ есть специальный раздел, где каждый гражданин имеет право подать жалобу на:

  • ломбард;
  • банк;
  • страховую компанию;
  • МФО;
  • кредитный кооператив;
  • компанию-участника рынка ценных бумаг.

Любое поступающее заявление о нарушении, Центробанк внимательнейшим образом читает, анализирует и дает обратную связь. Например, по итогам февраля прошлого года в таком отделе было принято почти 20 000 жалоб, из которых менее 5% подавались на МФО.

Недоверчивые люди скажут, что нет смысла подводить итоги статистики, основываясь на одном месяце и полная картина может быть куда негативнее. Спешим заметить, что за всей прошлый год, доля жалоб граждан на микрофинансовые организации составила всего лишь 5.2% от общего числа обращений.

Основная часть жалоб приходилась на страховые компании и банки. Это значит, что МФО ведут себя хорошо.

Не так давно, весь рынок микрофинансовых организаций стал доступным, безопасным и прозрачным. Кредитная нагрузка на 1 клиента была взята под контроль, усовершенствовалось законодательство и встало на защиту прав заемщиков. Подход к взысканию задолженностей стал цивильным и гуманным. Конечно же наши граждане сполна оценили такие позитивные перемены и ответили лояльностью. Вспомним самое главное.

Переплата по займу

На сегодняшний день, в законодательном порядке прописан механизм, который формирует максимальные ставки по микрозаймам. Если не углубляться, то получается, что микрофинансовые организации не могут выдать моментальный займ по дневной ставке выше 2.2%.

Помимо этого, есть ограничивающие меры по начислению процентов. Начисленный процент никак не может превышать трехкратного размера самого займа. То есть, если заемщик взял онлайн-займ на сумму 10 000 рублей, то после того как сумма процентов составила 30 000 рублей, кредитор должен остановить процесс начисления процента. В конечном счете, заняв 10 000 рублей, при самом плохом раскладе, клиент не сможет заплатить сумму больше 40 000 рублей, включая все проценты.

На этом реформы в этой сфере не остановятся. Уже ведутся разговоры о том, чтобы понизить уровень максимальной переплаты по процентам в 2 раза и установить максимальную дневную процентную ставку по микрозайму в 1%.

Кредитная нагрузка

В прошлом году утвердили базовый стандарт защиты прав потребителей, который обязует кредиторов тщательно следить за тем, чтобы заемщики не брали на себя слишком много кредитов.

Этот документ регламентирует количество взятых, одним человеком, займов, в одной организации. Их число не должно превышать 10 штук. Дополнительным условием является то, что каждый последующий займ выдается только при условии полного погашения предыдущего. Общее число продлений таких займов тоже ограничено.

Возврат долгов

Анализ недовольств граждан деятельностью МФО выявил, что основным пунктом для волнений, они называют действия, которые направлены на погашение задолженности по займу. В этой сфере граждан оберегает закон, который регламентирует действия коллекторских агентств. Если какие-то статьи закона нарушены, заемщики спокойно могут обратиться с жалобой.

Прозрачность рынка

Любые кредитные организации на данный момент находятся под неусыпным контролем Центробанка РФ. Все МФО, в обязательном порядке, должны быть участниками какой-либо СРО, которая дополнительно следит за поведением компаний на кредитном рынке.

Члены саморегулируемых организаций обязаны подчиняться стандартам, разработанным в этих организациях, а они в свою очередь, направлены на защиту прав граждан, берущих займы и кредиты.